Это интересно

Иори Томита: прозрачная мумификация морских существ

Иори Томита: прозрачная мумификация морских существ

Японский художник бережно собирает мелкую рыбешку и других морских жителей, которые не нужны местным рыбакам. А затем превращает их в произведения искусства — прозрачные напоминания о человеческой алчности.

Рыбак в Японии — больше чем рыбак. Море и кормит, и вдохновляет местных жителей тысячелетиями. Даже в микрофлоре жителей страны обнаруживаются бактерии, позволяющие лучше усваивать углеводы из красных водорослей, а на самой знаменитой картине Хокусая пенистый вал накрывает рыбацкую лодчонку. Рыбаком был и Иори Томита — он закончил колледж и до 25 лет проработал в море и с морем. Эту связь он сохраняет до сих пор, уже в своей художественной карьере. Большинство образцов, которые Иори использует в работах, оставляют ему рыбаки, которых он регулярно навещает на пристани. Как правило, художнику достается мелочь, попавшаяся в сети, но не годная для продажи.

«Мы, люди, оставляем слишком много мусора — супермаркеты и рестораны постоянно выбрасывают испортившиеся или даже еще не совсем испортившиеся продукты», — объяснил Иори Томита «Популярной механике». В самом деле, по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно человечество отправляет в отходы около 1,3 млрд тонн пищевых продуктов, а из выловленной рыбы на свалке оказывается примерно треть. «Сколько же это жизней?» — возмущается художник. Несмотря на кажущееся бессердечие, с которым Иори препарирует свои образцы, вдохновляется он жалостью к природе, которую мы губим часто без всякого смысла, и любовью к красоте, которую не замечаем.

Из мертвых в прозрачные

Искусство не слишком интересовало Иори вплоть до 27 лет, когда он впервые оторвался от изучения и созерцания морской жизни и увлекся посещением музеев и галерей. «Рассматривая все эти работы, я понял, что природа и сегодня прекрасна так же, как у древних мастеров, — замечает художник. — А еще понял, что можно получить нечто необыкновенное, соединив природу и искусство». В следующие годы Иори пробовал разные техники, пытаясь добиться этого соединения, пока не наткнулся на довольно простой гистологический метод, который помог создать его самую знаменитую серию.

Свои будущие произведения он вымачивает в растворе калиевой щелочи, добиваясь частичного растворения белков соединительной ткани, после чего обрабатывает трихромным красителем Массона, получая красно-малиновый оттенок для твердой костной ткани и полупрозрачные, сине-зеленые цвета для остатков соединительного коллагена. «Ученые тратят на получение таких препаратов несколько дней, чтобы изучить свои образцы, — добавляет художник. — Я же работаю над каждым по несколько месяцев, иногда до года, добиваясь максимальной прозрачности и красоты».

«Не думаю, что я как-то «пришел» к искусству, — продолжает он, — скорее, подстроился под него». В Японии работы Томиты получили широкую известность, некоторые аквариумы, музеи и галереи предлагают посетителям прозрачные произведения под маркой New World Transparent Specimen. Маленькие запаянные емкости весом от 10 до 200 г продаются по весьма умеренной цене: «Хотелось, чтобы купить их могли и дети, на свои карманные деньги», — объясняет Иори. Работы покрупнее уходят за более серьезные деньги и с авторской подписью — их можно приобрести в серьезных галереях не только в Японии, но и за морем, в Китае, США, Европе, где Иори часто сравнивают с британской суперзвездой Дэмьеном Хёрстом. Популярностью пользуются открытки, постеры и фотоальбом прозрачных животных, и даже мобильное приложение: «Мир моих работ открыт всему миру», — хвастается художник.

В сравнении с Хёрстом

Вопросы о Хёрсте, некогда шокировавшем мир препаратами акул и копытных в формальдегиде, преследуют Томиту регулярно. «Впервые я увидел его разрезанную пополам корову в интернете, и она сразу напомнила те образцы крупных рыб, анатомию которых я изучал в колледже, — признается художник, рассказывая об инсталляции «Разделенные мать и дитя», где скандальный британец представил расчлененных корову и теленка. — Это послужило для меня толчком, сигналом тому, что обычные препараты могут стать достойными внимания предметами искусства. Но в остальном я в нем совершенно не разбирался и не знаю, какая мысль стоит за его произведениями».

Действительно, если творчество Хёрста всегда несет отпечаток смерти, то светлые работы Иори Томиты каким-то образом сохраняют в себе тайну жизни. Художник рассказывает: «У меня нет задачи самовыразиться, я просто стараюсь представить то, что остается от живых созданий, красивым. Чтобы их полюбили многие люди, а не только критики и другие художники». И пока другие художники грубо вмешиваются в природную красоту, Иори с чисто японским тактом отступает перед ней и признает, что сама форма и линии его произведений были созданы природой, и созданы лучше, чем все, что мог бы написать художник. Он лишь подчеркивает, проявляет их внутреннюю красоту — и делает это с поразительной осторожностью, объясняя: «Я никогда не перестану быть признательным этим существам, всегда буду помнить, что лишь использую их и что должен делать это с уважением».

Такое бережное отношение, возможно, и есть та главная мысль, которую стоило бы запомнить у японского художника. По статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в среднем 8% улова рыбаков отправляется обратно в море как не подходящее для продажи, и вскоре почти все отпущенные рыбы гибнут от полученных повреждений. Ресурсы Мирового океана используются чрезмерно и не успевают восстанавливаться. По словам канадского исследователя Дэниеля Поли, мы «ведем войну с морскими жителями, постепенно приближаясь к полной победе и к их полному уничтожению». Возможно, глядя на тонкие, еще недавно живые произведения Иори Томиты, человечество хотя бы немного замедлит свой победный шаг.

Источник

Автор: Влад Кулиев
11.07.2020 (00:39)
Информер новостей
Расширение для Google Chrome
Пишите нам

Редакция: contact@supreme2.ru

Реклама: adv@supreme2.ru

Зеленые технологии

Лента новостей

Все права защищены © 2005-2020

"Supreme2.Ru" - новости для гиков

Контакты  | Policy  | Map Index

Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на Supreme2.Ru. Для интернет-изданий - обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Материалы в рубрике "Новости партнеров" публикуются на правах рекламы.