Новости партнеров

Развитие познавательных процессов подростка

Развитие познавательных процессов подросткаПознавательные процессы после 12 лет подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих параметрах к «взрослому» уровню. В частности, получают дальнейшее развития специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов: произвольное и внутреннее внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение. Совершенствуется регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач.

Развитие познавательных процессов подростка

Важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышление, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов. Восприятие сопровождается поиском, соображениями. Память построена на анализе и понимании материала и опирается на использование приемов запоминания.

Внимание подростка становится необходимым компонентом его умений учиться. Производится сознательное сосредоточение на определенных объектах, отмечается продолжительностью и устойчивостью. Возрастают возможности распределения и переключения внимания, объема и его концентрации. Это касается не только внешнего, но и внутреннего внимания, которое особенно важно для овладения значительным по объему теоретическим материалом. Показатели внимания подростка могут быть достаточно высокими, но зависят от его личного состояния, которым ему не всегда удается управлять. Такими ситуациями, затрудняющими всю познавательную деятельность подростка, являются учебные испытания, когда повышается уровень мотивации, возрастает тревожность и тому подобное.

Существуют и специальные игры на развитие внимания детей, т.к. оно в этом возрасте напрямую связано с формированием настойчивости, а ее растущая произвольность является прямым проявлением волевой активности подростка.

Ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия выступают начальным этапом в процессе усвоения знаний. Это способствует тесным связям с мышлением подростка, которое сопровождает процесс первичного ознакомления с учебным материалом. «Учитель учит учащихся» осмысливать материал уже в ходе его восприятия, пытается подавать его доступно, объяснять непонятное. Образы восприятия становятся более полными, детальными и содержательными. Все это приводит к трансформации процессов ощущения и восприятия в целенаправленные сенсорно-перцептивные действия.

Дальнейшего развития претерпевает целенаправленное восприятие — наблюдение, которое характеризуется планомерностью, последовательностью и систематичностью, включая мыслительные операции сопоставления, сравнения, обобщения и классификации воспринимаемых объектов.

Память. Постепенное накопление знаний учащимися опирается на рост объема памяти. Такой рост отмечается не только количественными показателями, но и качественным преобразованиям материала, хранящегося в памяти. Работа над запоминанием носит интеллектуальный характер, что одновременно обеспечивает и понимание материала. Следовательно, быстро формируется смысловая логическая память.

Растет количество школьников, которые применяют приемы опосредованного запоминания. Увеличивается число таких приемов, а их использование становится все более осознанным и целенаправленным.

Заключение о развитии познавательных процессов подростка:

— Наиболее заметного развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольное и внутреннее внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение);

— Совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач;

— Важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышление, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов.

Автор: Олег Писарев
12.02.2013 (19:17)
Зеленые технологии

Лента новостей

Все права защищены © 2005-2017

"Supreme2.Ru" - новости для гиков

Контакты  | Policy  | Map Index

Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на Supreme2.Ru. Для интернет-изданий - обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Материалы в рубрике "Новости партнеров" публикуются на правах рекламы.