Зашифровать звук: почему без криптографии не было бы музыки

Гаджеты Необычные вещи 28.07.2021, 17:35 Зашифровать звук: почему без криптографии не было бы музыки В двадцатом веке одной из самых засекреченных областей исследований, наряду с атомными и космическими разработками, была криптография — наука о методах защиты информации. Но если о достижениях в космической и атомной сфере знают все, то роль криптографии в научном прогрессе и в повседневной жизни известна далеко не каждому. Важнейшие для XXI века технологии и научные теории зародились в стенах закрытых институтов и предприятий. Впоследствии они вошли в нашу повседневную жизнь, хотя со многих архивов, хранящих историю первых лет их разработки, порой до сих пор не снят гриф секретности.

Редакция ПМ редакция Тэги:
- Нетленка
- Технологии
- Мобильные приложения
- Звук
- Музыкальные инструменты

Связь криптографических разработок с современностью совсем не очевидна. Например, кто бы мог подумать, что такие разработки легли в основу технологий, благодаря которым мы сейчас слушаем музыку?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Защищая речь
С развитием телефонных сетей важной проблемой стало обеспечение безопасной правительственной и военной голосовой связи. Первые патенты в этой области появились ещё в XIX веке, но рабочие устройства были разработаны только в 1930-х. К началу Второй мировой войны началась своеобразная гонка вооружений.
Нули и единицы
Звук представляет собой аналоговую волну — то есть непрерывную функцию. Для того, чтобы надёжно его зашифровать, его нужно закодировать — превратить в дискретную последовательность, то есть оцифровать.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дискретизация — это представление непрерывной функции при помощи ряда дискретных значений. В приложении к звуку это процесс превращения аналоговой звуковой волны в цифровой поток данных путём измерения (сэмплинга, или выборки) уровня сигнала с определённой частотой.

Схема принципа дискретизации звука из дипломной работы Трахтмана Авраама Менделевича «Сужение полосы частот при телефонной передаче путем использования особенностей структуры речи», 1941. Авраам Трахтман — разработчик в лаборатории Котельникова, в 1950х — ведущий инженер НИИ Связи (Марфинской шарашки). Из коллекции Музея криптографии РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Без технологий дискретизации была бы невозможна не только запись музыки в цифровом формате. В наши дни аналого-цифровые преобразователи используются в аудиокартах компьютеров, в мобильных телефонах и беспроводных наушниках, а также во множестве областей, не связанных со звуком — в сенсорах, гироскопах, сервомоторах и других устройствах.
Теоретическую основу дискретизации непрерывных функций составляет теорема Котельникова (в англоязычной литературе — теорема Найквиста-Шеннона), при помощи которой можно определить минимально допустимую частоту дискретизации (измерения) непрерывной функции. Для музыки такой частотой считается 44100 герц — умноженный в два раза предел слышимости человеческого уха (около 22000 герц).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Клод Шеннон
Фундаментальную работу над проблемой дискретизации параллельно провели американский учёный Клод Шеннон и советский учёный Владимир Котельников. Из-за сугубой секретности в военный период двое великих учёных, работавших над фундаментальными проблемами теории связи, теории информации и криптографии, пришли к одинаковым результатам независимо, не зная о разработках друг друга.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Из-за того что работы Шеннона разрешили к публикации гораздо раньше, чем Котельникова, его имя стало известнее в мировой научной среде. Первенство Котельникова во многих вопросах теории информации было признано международным научным сообществом только в 1990-е годы.

Владимир Котельников. Фотография из коллекции Музея криптографии
Первое практическое применение дискретизации звука было реализовано в системе цифрового шифрования речи SIGSALY. Эта система была разработана в американской компании Bell Telephone Laboratories в 1941—1942 годах для проведения засекреченных телефонных переговоров на самом высоком уровне, в частности между премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и президентом США Теодором Рузвельтом. Качество звука было крайне низким — голос получался «как у Дональда Дака». При этом один терминал SIGSALY весил 50 тонн и занимал отдельное помещение. В мире было установлено всего 12 терминалов SIGSALY.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Установка SIGSALY. Фотографии из архивов АНБ, 1940-е
В этот период в СССР для защиты правительственной связи успешно использовалось разработанное в лаборатории Котельникова аналоговое устройство «Соболь-П», сохранявшее приемлемое качество звука. С технической точки зрения, «Соболь-П» относился не к шифраторам, а к скремблерам — устройствам, которые осуществляют аналоговые преобразования сигнала, «перемешивая» его частотные и временные характеристики. Но параллельно разработке «Соболя» велись работы и над цифровыми устройствами (так называемой технологией клипированной речи, в современной терминологии представлявшей из себя что-то среднее между широтно-импульсной модуляцией и дельта-модуляцией).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В конце 1940-х годов сотрудниками Марфинской лаборатории было разработано устройство М-803 — первое советское устройство цифрового шифрования речи, которое обеспечивало гарантированную секретность телефонных переговоров на линиях правительственной связи.

Тестирование системы М-803. Из фотоальбома «К истории лаборатории засекречивания Правительственной В.Ч. связи. 1948—1949 гг.» СССР, Москва. Коллекция Музея криптографии
Сложность надёжного шифрования речи заключается в том, что звуки речи представляют собой большой поток информации, который нужно шифровать и передавать с минимальной задержкой — почти в реальном времени. Все мы за время карантина столкнулись с тем, что с такой проблемой не всегда справляется современная техника — при звонках через Zoom, WhatsApp или Telegram. Что уж говорить о первой половине двадцатого века!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вокодер
Для того чтобы уменьшить объём информации, который нужно зашифровать, информацию можно предварительно сжать. Одним из первых способов сжатия звука стал вокодер.
Вокодер (от английского voice encoder — кодировщик голоса) — устройство кодирования, оцифровывания и воспроизведения устной речи. Анализатор вокодера позволяет выделить и транслировать основные характеристики речи — высота основного тона, уровень шума, форманта. На основе этих характеристик на стороне получателя синтезируется звук, достаточно разборчиво повторяющий речь.
Проблему сжатия звуковой информации ещё в 1930-е пытался решить Гомер Дадли, инженер-акустик из американской компании Bell Labs. Идея Дадли заключалась в том, чтобы во время телефонных разговоров передавать не саму звуковую волну, а ее закодированные характеристики, сохраняя только важные для понимания смысла элементы, а затем заново синтезировать звук на стороне адресата.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1935 году Дадли подал заявку на патент устройства «Передачи сигнала», в которой были отражены основные принципы работы вокодера, и предложил использовать вокодер для обеспечения секретности телефонных переговоров. Дадли удалось реализовать синтезатор речи, однако анализатор вызывал большие сложности.
Советские разработчики знали о работах Дадли, однако подошли к реализации своего устройства более фундаментально. Котельников вспоминал: «...Попалась на глаза ссылка на статью Гомера Дадли, опубликованную в октябре 1940 года, где говорилось, что он сделал преобразователь речи — "Вокодер". Бросился смотреть, а оказалось, что там ничего конкретного не написано. Но все равно это было очень полезно: идея у него та же, значит, мы на правильном пути. В общем, мы начали делать свой "вокодер". И перед самой войной у нас уже работал его опытный образец. Правда, пока он еще "говорил" плохо, "дрожащим голосом"».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Много позже, когда документы о военном периоде были рассекречены, а патенты Дадли истекли, вокодер нашёл себе новое применение — в музыке. В 1959 году компания Siemens использовала вокодер в одном из своих музыкальных синтезаторов, а в 1968 году свою версию вокодера собрал легендарный разработчик синтезаторов Роберт Муг. В своём творчестве вокодер использовали Pink Floyd, Kraftwerk, Жан Мишель Жарр, Майкл Джексон, Red Hot Chili Peppers и Moby. А в советской анимации и кино при помощи вокодера создавали голоса роботов и фантастических существ. Однако если прислушаться ко всем этим произведениям, оказывается понятно, что речь в них получается не слишком разборчивая...
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ youtube

Нажми и смотри
Психоакустика
Простой полосный вокодер, разработанный Дадли, сильно искажал голос. Способ, которым эту проблему решили советские разработчики, с современной точки зрения можно назвать психоакустическим. Учёные начали с анализа того, какие элементы звукового сигнала являются ключевыми для понимания речи, а какими можно пренебречь. Для разработок в этой области привлекли специалистов из разных областей: не только математиков и инженеров, но и филологов и лингвистов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В Советском союзе работы по усовершенствованию вокодера велись в нескольких лабораториях, в том числе в знаменитой Марфинской шарашке, в которой к работе привлекались немецкие военнопленные и политические заключённые. В числе заключённых в Марфино работали Александр Солженицын и Лев Копелев, изучая фонетику русского языка. Среди задач, которые решали Солженицын и Копелев, была не только идентификация личности говорящего (вокруг чего выстраивается сюжет романа «В круге первом»), но и анализ того, за счёт чего мы различаем различные звуки. Засчёт чего мы ускоряем речь, когда говорим быстрее, чем обычно? Что общего и различного в женском, мужском голосе, в скороговорке, в разных интонациях одной и той же фразы? Какие элементы речи являются ключевыми для различения смысла и интонации, а без каких можно обойтись? Какие частоты спектра человеческой речи можно обрезать, не теряя разборчивость?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Такой подход, основанный на учете особенностей восприятия звука человеком, называется психоакустическим, или перцепционным. Он лежит в основе самого распространенного в наши дни метода сжатия звука — формата MP3. В MP3 сжатие звука происходит за счет снижения точности тех участков звукового потока, которые не являются ключевыми для их восприятия средним человеком.
Благодаря исследованиям, проведённым в Марфино, советские вокодеры были тонко откалиброваны на те частоты, которые являются ключевыми для различения смысла речи. Например, вокодер М-803, разработанный в конце 1940-х, содержал отдельный блок, улавливающий индивидуальную интонацию речи, а также ряд фильтров, улавливающих разные фонемы. В 1953 году модификация М-803-5 использовалась на линии связи Москва — Вюнсдорф, а уже через год аппаратура обеспечивала безопасную связь во время Берлинского совещания министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

М-803 — первое советское устройство цифрового шифрования речи. Фотоальбом «К истории лаборатории засекречивания Правительственной В.Ч. связи. 1948—1949 гг.» СССР, Москва. Коллекция Музея криптографии
В цифровую эпоху на основе принципа вокодера были разработаны цифровые алгоритмы анализа речи, которые позволили осуществлять гораздо более точное кодирование речи. В 1966 году японские инженеры предложили алгоритм LPC (linear predictive coding, кодирование на основе линейного предсказания), на основе которого до сих пор кодируется речь во многих стандартах сотовой и интернет-связи, в том числе в таких популярных приложениях, как Discord, WhatsApp и Skype.
Item 1 of 3 1 / 3 Спектрограмма записи голоса без сжатия.
Подробнее о технологиях шифрования речи, шифровальной технике и многом другом расскажет первый в России Музей криптографии, который откроется осенью 2021 года в Москве.
Автор: Егор Ефремов, автор-исследователь Музея криптографии
Читайте также
- Xiaomi представила маршрутизатор Redmi Router AX5400 с чипом Qualcomm
- Western Digital повысила цены на флеш-память NAND — это следствие загрязнения производства в январе
- 4 вида вооружения, которые отправили в Европу из-за Украины, но никогда не испытывали в деле
- Twitter позволит вешать ярлыки на ботов, чтобы люди могли отличать их от живых пользователей
- Найдена загадочная "невидимая" черная дыра: космическая аномалия
- Новая статья: Обзор игрового 4K-монитора ASUS TUF Gaming VG28UQL1A: лучше поздно, чем никогда