Это интересно

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Оружие Военная история 01.12.2021, 23:00 Когда в город входят танки: история инженерной мысли Когда он идёт, то земля под ногами дрожит – сразу ясно это металлический «монстр» на гусеницах, который «выстилает» землю. Танк родился в дыму полевых сражений, чтобы разрывать заграждения из колючей проволоки и уничтожать столь опасные для атакующей пехоты пулеметы. Никто не ожидал, что этим боевым машинам придется сражаться в населенных пунктах, но это случилось почти сразу. На крыши английских и французских танков из-за заборов занятых врагом городков полетели связки гранат, и... пришлось защищаться. В данной статье мы рассмотрим «городские» танки, а точнее их историю.

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Вячеслав Шпаковский редакция Тэги: Нетленка История Конструктор Отношения Элементы

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Английские машины получили металлические сетки, с которых гранаты скатывались на землю, а на французских Saint-Chamond сама крыша стала не плоской, а двухскатной. Теперь конструкторы знали, что возможность ведения боя в городе для танка следует обязательно учитывать. Вот только в какой степени? Вопрос этот кардинальным образом не решен до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танки в городе «слепы»: решение опасности

Уже на первых английских танках Mark I очень скоро пришлось обрезать стволы орудий, поскольку они не только втыкались в землю, когда танк выкарабкивался из воронок, но и цепляли каменные заборы городов. Впрочем, о том, чтобы построить специальный «городской танк» для действий в городе, даже и речи в те времена не было — прежде всего потому, что танковые бои в городах никем планировались. Тем не менее танки, ощетинившиеся в конце 1920-х годов, в начале 1930-х множеством пулеметов могли отразить атаку одновременно с разных направлений, что как раз и требуется в городских условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Французский танк Saint-Chamond пришлось дорабатывать для городских боев еще в Первую Мировую. РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две башни на английском, позволявшие поставить любой окоп в «два огня» и точно так же стрелять в разные стороны. Три башни на Vickers Medium Mark III, развивавшие сильный носовой огонь. Пять башен на танке Vickers Independent, создававшие сплошную завесу огня вокруг танка (причем пулемет в одной из них мог ко всему прочему работать и в зенитном режиме, то есть вести огонь и по верхним этажам зданий). «Неужели этого недостаточно?» — будто бы спрашивали конструкторы этих боевых машин.

Другое дело, что в условиях экономического кризиса 1929 года Independent так в единственном числе и остался, а тот же Vickers-6 ton вскоре получил не две башни, а одну и в таком виде принял боевое крещение (его двухбашенным предшественникам тоже пришлось принимать участие в малых войнах 1930-х годов).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Британский танк Vickers Independent ощетинился пятью башнями, позволявшими одновременно вести огонь по всем направлением. Танк не был принят на вооружение, но стал прототипом для конструкции советского Т-35 и других танков. РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот тут-то и прозвучал — правда, пока что очень негромко — первый звонок! Советские пушечные танки Т-26 и БТ-5, сражавшиеся в Испании (1936−1939), вначале зарекомендовали себя очень хорошо, но успешными их действия были лишь до тех пор, пока они не стали входить в населенные пункты, представлявшие собой запутанную сеть средневековых узких улочек, высоких заборов и каменных зданий... Танки в городском бою показали себя в «плохом виде».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тут 45-мм пушки ничем помочь не могли, в то время как самому трусливому франкистскому солдату, который и танка-то вблизи раньше никогда не видел, ничего не стоило с крыши здания или сарая бросить бутылку с горючей смесью прямо на проходящую боевую машину.

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Советский танк Т-26 поначалу хорошо зарекомендовал себя на фронтах Гражданской войны в Испании, однако как только начались бои в населенных пунктах, он стал легкой жертвой бутылок с бензином, которые сторонники Франко метали из-за укрытий, формируемых городским ландшафтом.

Известно, что в ходе штурма городка Фуэнтэс-де-Эбро нашим танкам БТ-5 удалось ворваться в город. Однако, лишенные поддержки со стороны пехоты, все они были уничтожены именно с помощью бутылок с горючим. Причем ни о каком «коктейле Молотова» тогда еще и речи не было! В обычные бутылки наливали автомобильный бензин, горлышко обматывали куском ткани, а ее кончик просовывали внутрь. Перед самым броском ткань поджигали, и бутылка летела в танк. Тем не менее эффект даже от такого эрзац-оружия оказался весьма велик и игнорировать его стало опасным. Начало Второй мировой войны и германо-польские бои за Варшаву это полностью подтвердили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Оказалось, что в городской среде танк более слеп, чем когда он сражается в поле, что он должен уметь прятаться за заборами и в то же время из-за них поражать врага. К тому же выяснилось, что танкам необходима надежная защита от падающих на них сверху «огненных бутылок». Конструкторы приняли вызов, решив попробовать создавать специальные «городские» танки. В частности, на перспективных танках конца 1930-х годов, над которыми работал и знаменитый Кошкин, планировалось сделать такую маску пушки, чтобы она имела возможность обстреливать верхние этажи высоких зданий и вести огонь по самолетам. Как известно, ни на Т-34 первых моделей, ни на KB, ни на прочих советских крупносерийных танках сделать такого не удалось. Однако на опытном Т-80 — последнем советском легком танке с 45-мм орудием в двухместной башне, выпущенном в 1943 году, — такая маска все же появилась, из-за чего этот танк сразу же назвали «зенитным» и... «городским»! Однако в серийное производство он так и не поступил, поэтому о его достоинствах сейчас можно говорить лишь умозрительно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Башня американского танка Т-92 была усилена двумя пулеметами. Опытный образец. На вооружение не принят.

Проблему «городского» танка хотя бы частично попытались решить установкой на танки зенитных пулеметов, что по времени как раз совпало с событиями в Испании. Тогда же на многих советских танках был установлен «ворошиловский» пулемет в задней части башни — для стрельбы назад. Если из зенитного пулемета командир танка мог стрелять по самолетам и верхним этажам зданий, то из «ворошиловского» — расстреливать тех, кто попытался бы подбежать к танку сзади, что легче всего сделать именно в городе!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все оказалось не так просто. Ведь пока командир танка стрелял из пулемета, башнер не мог стрелять из орудия, а командиру было очень неудобно одновременно смотреть, да еще и стрелять и вперед и назад! К тому же открыто стоящий на башне пулемет был уязвим для противника. Из-за этого на опытном французском танке АМХ-40 (существовал только в проекте) конструкторы спрятали его в специальной нише позади башни рядом с мотором, чтобы извлекать оттуда лишь при необходимости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге проблема так и не была полностью решена, а большая война уже стояла на пороге!

Удивительная разработка городского танка — огнедышащий богомол

По-настоящему оригинальное решение предложил британский конструктор Э.Дж. Тэпп в 1942 году. Тогда им был сконструирован и построен очень необычный танк Praying Mantis, или «Богомол», базой для которого послужил даже не танк, а гусеничный транспортер Bren. Другой такой боевой машины не было, и даже видавшие виды британские военные специалисты при взгляде на нее качали головами — и было от чего. Башни новый «штурмовой» танк не имел. Вместо нее между гусеницами размещалась поднимающаяся «рама», несколько выступающая за габарит танка спереди и оснащенная расположенной сверху бронированной пулеметной установкой. Внутри, лежа на матах, располагался экипаж из двух человек. С опущенной рамой этот танк был предельно низким, но подняв ее, экипаж мог стрелять через завалы и баррикады, а также обстреливать верхние этажи зданий и чердаки. То, что в машине находилось сразу два человека, позволяло разделить их обязанности: один вел машину, а другой применял вооружение, что обеспечивало повышенную боевую эффективность. Однако не слишком хороший обзор, а также слабость брони и вооружения поставили крест на этом оригинальном проекте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Танк с поднимающейся башней: конструкция, предлагаемая автором статьи. РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более привычным подходом в то время было утолщение брони. Так, американцы на части своих танков Sherman поставили лобовую броню толщиной 152 мм, превратив их таким образом в «штурмовые танки» Jumbo. Еще более мощным бронированием корпуса и башни, а также и ходовой части обладал американский опытный танк Т-14, однако в серийное производство эта машина поставлена так и не была.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда Вторая мировая война наконец завершилась, о специальных «городских» танках просто забыли и главенствующим оружием было признано оружие ядерное. Именно им предполагалось наносить удары по городам, тогда как танки, как и раньше, должны были сражаться в «чистом поле». А «городские» танки отложили в долгий ящик.

Маленький эпизод из инженерной истории

Случилось так, что в послевоенном 1957 году американские конструкторы решили создать легкий танк Т-92 необычной для того времени компоновки. Главной изюминкой его конструкции был настолько широкий погон башни, что на нем помимо самого орудия хватало места для двух пулеметных башенок с 12,7-мм пулеметами М-2. Благодаря такому размещению вооружения эти две боковые башни могли простреливать все пространство вокруг танка, создавая зону поражения в 360 градусов, а кроме того, еще и вести огонь по высоко расположенным целям. Все это компенсировало отсутствие на танке тяжелой брони и позволяло воевать в городе успешнее, чем всем прочим. Вот только на вооружение Т-92 почему-то так и не приняли...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Израильский танк Меркава (на фото – модель Mk IV) не раз принимал участие в городских боях.

Уникальный проект танка: заявка на будущее?

Как известно, созданный в Израиле стараниями генерал-майора Исраэля Таля танк «Меркава» («Колесница»), переданный армии в 1978 году, представляет собой единственный в мире основной боевой танк с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней, а боевого — в задней части корпуса. Съемный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса и своей кромкой перекрывает нижнюю часть башни, защищая тем самым наиболее уязвимый в танках стык между башней и корпусом. Внутренняя переборка отделяет двигатель от боевого отделения, а вот топливные баки расположены как спереди, между листами брони, так и сзади, что тоже создает дополнительную защиту. Башня отдаленно похожа на башню американского танка М60А2 и имеет развитое разнесенное бронирование. Но самый необычный элемент дизайна этого танка — кормовой двухстворчатый люк шириной 600 мм, нижняя часть которого откидывается вниз, а верхняя — вверх. За ним имеется дополнительный объем, где могут быть размещены носилки с ранеными, резервный экипаж, десять десантников либо дополнительный боекомплект. Правда, тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Типовым для него считается экипаж из четырех человек плюс боекомплект в кормовом отсеке. На башне танка установлено сразу три пулемета: М2 над стволом орудия и по одному над каждым люком для членов экипажа. Таким образом, командир и заряжающий могут вести эффективный огонь по верхним этажам зданий, тогда как наводчик получает возможность продолжать обстреливать цели перед танком из пулемета М2.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Танк в дороге: вид сбоку

Опыт боевого применения танков «Меркава» показал их высокую защищенность, пожароустойчивость, а также низкий уровень потерь среди экипажей. Однако считать этот танк «городским» было бы совершенно неправильно. Обычно их размещали на перекрестках дорог, а в городские поселения вводили лишь по необходимости и то главным образом в такие, где они своей массой ломали заборы и дома. Для действий среди многоэтажных «высоток» они не предназначены точно так же, как и любой другой современный танк: от выстрела из гранатомета сверху его не защитит никакая броня!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танк «Меркава» последовательно модернизировался, так что его последняя модификация Mark IV (а ранее модификация М Mark III) имеет 120-мм орудие. Оно схоже с пушкой танков Leopard и Abrams и может стрелять одинаковыми с ними снарядами. Но даже при столь крупном калибре далеко не каждая цель в городе среди зданий может быть уничтожена первым же выстрелом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Гипотетический «городской» танк на шасси Т-55 с 140-мм орудием и ложементом для десанта РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чеченский опыт стучится в броню – слабое место

Известный американский эксперт в области бронетанковых вооружений Стивен Залога очень наглядно показал степень уязвимости российских танков и БМП по итогам первой чеченской кампании. Разработанные им схемы показывают, что такие наши танки, как Т-80 и Т-72, имеют значительные зоны поражения сзади, сверху и по бортам, тогда как в отношении БМП ситуация еще хуже. Там, куда ни стреляй, поражение все равно гарантировано. В городах особенно эффективный огонь по танкам велся из канализационных люков — прицеливанием между колес непосредственно под башню. Туда же стреляли из окон и подвалов, а с верхних этажей зданий и с балконов целились в верхний броневой лист МТО, а также в заднюю часть башни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для отражения этой угрозы танки должны были сопровождаться пехотой, которая, как и в годы Великой Отечественной, своим огнем уничтожала бы вражеских «фаустников». При этом обгонять пехоту танку не следовало. В итоге столь важные качества танка, как его быстроходность и маневренность, исключались начисто.

«Городские» танки – что и как сделать?

Нет никакого сомнения, что лучше «плохо ехать, чем хорошо идти». А потому пусть уж солдаты, защищающие танк от огня противника, передвигаются на нем, чем идут по бокам и сзади. Технически это решение могло бы выглядеть так: позади башни любого современного танка устраивается бронированный ложемент — нечто вроде коробки с бортами, внутри которой на мягких ковриках из негорючего материала размещается несколько солдат с достаточно большим запасом боеприпасов. По сути, это тот же десант, но имеющий другую цель. Ведь никакие системы наводки в условиях ограниченной видимости через визиры не смогут заменить человеческие руки и глаза. А тут танк сможет двигаться с тактически выгодной скоростью, в то время как находящиеся в ложементе солдаты будут подавлять противника огнем.

Калибр орудия может возрасти еще больше. Испытываемые сегодня танковые пушки калибра 140 мм, конечно, мощнее нынешних. Но и они не могут разрушить достаточно большой дом первым же снарядом. Вот почему калибр следует увеличить до 152/155 мм, а в перспективе и до 160/164, то есть довести до калибра орудий американских инженерных танков, способных одним снарядом разметать небольшой кирпичный либо панельный дом.

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Впрочем, есть и еще один способ сделать танк «городским» — повысить его возможность вести огонь как по верхним этажам зданий, так и из-за заборов и невысоких строений. Это современная интерпретация идеи Э.Дж. Тэппа — танк с поднимающейся башней, которая позволит обстреливать цели, расположенные значительно ниже обычной прицельной линии. Противник находится за забором или баррикадой? Поднимаем башню и обстреливаем врага поверх препятствия. Но пушка такого танка обязательно должна быть малоимпульсной или стрелять реактивными управляемыми снарядами с минимальной отдачей.

Конечно, будет ли все именно так, а не как-нибудь иначе, сказать очень сложно. Но логика военного дела ведет нас в этом направлении, и очень вероятно, что специальные «городские» танки рано или поздно появятся.

Источник

Автор: Влад Кулиев
1.12.2021 (23:58)
Информер новостей
Расширение для Google Chrome
Пишите нам

Редакция: contact@supreme2.ru

Реклама: adv@supreme2.ru

Зеленые технологии

Лента новостей

Все права защищены © 2005-2024

"Supreme2.Ru" - новости для гиков

Контакты  | Policy  | Map Index

Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на Supreme2.Ru. Для интернет-изданий - обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Материалы в рубрике "Новости партнеров" публикуются на правах рекламы.