Аньона был без суда и следствия заключен в тюрьму
31 мая 1982 г. Дж. Аньона был без суда и следствия заключен в тюрьму. Как комментировала кенийская пресса, он стал первым после 1979 г. политическим заключенным нового правящего режима, положившего начало политике «жестких мер в отношении диссидентов». Такой вывод подтверждался и самим содержанием выступления Мои 2 июня, в котором президент подчеркивал, что те политические деятели, кто намеревается побудить к забастовке рабочих и студентов, «сядут» раньше, чем у них появится хоть один шанс осуществить свои планы.

В начале июня 1982 г. в стране начались аресты среди преподавателей Найробийского университета, которые были обвинены в хранении подрывной литературы, подстрекательстве учащихся против правительства. Без суда и следствия был заключен в тюрьму также адвокат Одинги, часто защищающий лиц, которым предъявлялись обвинения политического характера. По учебным заведениям Кении прокатилась новая волна забастовок, охвативших как студентов, так и преподавателей.
Нарастание антиправительственных настроений и возможность консолидации левых сил в рядах оппозиционной партии вызвали серьезные опасения у руководства страны. Чтобы исключить возможность дальнейшей политической деятельности Одинги и его сторонников, парламенту было предложено утвердить законопроект о введении в государстве однопартийной системы. 9 июня 1982 г. Национальная ассамблея внесла соответствующие поправки в конституцию, а также в положения о выборах президента и депутатов Национальной ассамблеи.
Согласно измененной конституции в Кении должна быть только одна политическая партия — Национальный союз африканцев Кении, каждый кандидат в депутаты парламента должен быть ее членом и должен выдвигаться этой партией в соответствии с установленной парламентским актом процедурой. В конституцию было внесено также дополнение, предусматривавшее, что член парламента перестает быть таковым, если он перестает быть членом КАНУ. Соответственно из конституции были исключены положения, регулирующие мандатную систему в конкретных случаях роспуска политических партий, добровольного выхода члена парламента из партии и перехода в другую и т. п.
Парламент также утвердил дополнительные поправки к основному закону, дающие возможность президенту взять под свой личный контроль деятельность любого правительственного органа. При этом был утвержден список широкого круга должностей, назначение на которые является исключительной прерогативой президента и на которые не распространяется юрисдикция комиссий по делам государственных служб.
Изменения и дополнения, внесенные в конституцию в июне 1982 г., еще больше укрепили позиции президента. Как в партии, так и в государственном аппарате и закрыли оппозиции возможность легальных методов борьбы. Хотя однопартийная система и существовала в Кении де факто с 1969 г., но конституция не исключала возможности создания еще одной или нескольких политических партий. По существу, это давало оппозиции возможность критики руководства КАНУ и страны даже в том случае, если правительство, используя соответствующий правовой механизм, не допускало официальной регистрации новых политических организаций. Внесение же указанных поправок в основной закон, по существу, превратило любую политическую деятельность вне рамок КАНУ в «антиконституционную» и, следовательно, подлежащую пресечению путем применения полицейских мер. Более того, изменения, внесенные в конституцию, подорвали и позиции группы радикальных депутатов парламента, над которыми нависла реальная угроза потери депутатских мандатов в случае их исключения из партии.
Читайте также
- Xiaomi представила маршрутизатор Redmi Router AX5400 с чипом Qualcomm
- Western Digital повысила цены на флеш-память NAND — это следствие загрязнения производства в январе
- 4 вида вооружения, которые отправили в Европу из-за Украины, но никогда не испытывали в деле
- Twitter позволит вешать ярлыки на ботов, чтобы люди могли отличать их от живых пользователей
- Найдена загадочная "невидимая" черная дыра: космическая аномалия
- Новая статья: Обзор игрового 4K-монитора ASUS TUF Gaming VG28UQL1A: лучше поздно, чем никогда